«Дюна» Фрэнка Герберта начинается с упоминания об отбытии Дома Атрейдесов на Арракис. Герцог Лето Атрейдес, его наложница леди Джессика и их сын Пол через неделю покинут замок Каладан, в котором проживали двадцать шесть поколений их семьи. В экранизации «Дюны» Герберта Дени Вильнева 2021 года Джессика, сидящая за столом, выглядит «задумчивой», глядя в окно на прекрасную долину, которую ее семья собирается оставить позади. По сравнению с пустынной планетой Арракис/Дюна родной мир Дома Атрейдесов представляет собой «рай».
Вскоре после этого Атрейдесы, одетые в свои церемониальные одежды, ждут Вестника Императора на взлетной полосе Каладана. На «Дюне» Вильнева изображено семейство Атрейдесов, в том числе ментат-повелитель ассасинов Туфир Хават и императорский трубадур-воин Гурни Халлек, принимающие имперских сановников. Всё это, предпринятое ради формальности, потребовало больших затрат, и только лишь чтобы сообщить Атрейдесам, что им дарован Арракис. Остается вопрос: зачем императору Шаддаму Коррино IV идти на все это, чтобы изгнать семью Атрейдесов из их родного мира?
В «Дюне Вильнёва» чиновник выходит из Имперского космического корабля и представляется Вестником перемен. Члены императорского двора, представители Космической гильдии и сестра Бене Джессерит свидетельствуют, как этот чиновник зачитывает из своего свитка:
Дом Атрейдесов должен немедленно взять под свой контроль Арракис и стать его управляющим. Вы принимаете?
Наступает минутное молчание, прежде чем герцог Лето Атрейдес I выходит вперед и отвечает:
Мы Дом Атрейдесов. Нет звонка, на который мы не ответим. Нет веры, которую мы предаем. Император просит нас принести мир на Арракис. Дом Атрейдесов соглашается.
Атрейдесы — один из старейших и, возможно, самых уважаемых домов Ландсраада. Герцог Лето правил своей вотчиной справедливо. У него не было выбора, когда его попросили покинуть Каладан и отправиться на враждебную планету Арракис. Он знал, что уход не был доброжелательным жестом, и подозревал, что у Шаддама Коррино были скрытые мотивы. Перед их отъездом герцог Лето рассказал своему сыну Павлу об имперской политике:
Мне нужно, чтобы ты был на моей стороне. Когда мы доберемся до Арракиса, нас ждет огромная опасность... Политическая опасность.
Герцог Лето предположил, что Император подготовил почву для войны, отобрав Арракис у их соперников, Дома Харконнен, и отдав его им. Он верил, что эта война ослабит их и их позорных смертельных врагов и что Император выиграет от этого. Тем не менее, он принял вызов, думая, что сможет объединиться с местными Фрименами Дюны.
Здесь, на Каладане, мы правили с помощью авиации и моря. На Арракисе нам нужно развивать силу пустыни.
Этот переход был официально оформлен в тот момент, когда герцог Лето вдавил в воск свою перстень с печаткой. Дом Атрейдесов больше не мог оставаться на Каладане, и он перестал быть их вотчиной. Больше, чем кто-либо другой, герцог Лето был настоящим лидером. Хотя он не исключал возможности предательства со стороны Императора и Харконненов, он гордился своей настойчивостью и верил словам своего отца:
Великий человек не стремится руководить. Его зовут к этому, и он отвечает.
К сожалению, Лето недооценил то, что оказалось полномасштабным нападением, организованным Императором и Харконненами с целью уничтожить его семью.
Уместно упомянуть, что Харконнены накопили огромные средства за восемьдесят лет владения полями специй на Арракисе. В «Дюне Герберта» говорится, что смертельные враги Атридесов получили планету в качестве квази-феодального владения по контракту с компанией КООАМ. Когда последний из кораблей Харконненов покидает Арракис в Дюне Вильнева, племянник барона Владимира Харконнена, Глоссу Раббан, по-прежнему в ярости из-за решения Шаддама отдать Арракис Атрейдесам:
Дядя, как мы допустили это? Как может Император забрать все, что мы построили, и отдать этому герцогу? Как?
Приспешник барона Харконнена и Искажённый ментат Питер де Врис говорят Раббану, что эта перемена не является актом любви. Сам барон добавляет:
Когда подарок не подарок? Голос Атрейдесов растет, а Император - ревнивый человек. Опасный, ревнивый человек.
Оригинальный роман Герберта добавляет дополнительный контекст к очевидной победе герцога Лето благодаря объяснениям Хавата. Он считал, что принятие управления Арракисом в полном составе было опасной ситуацией, поскольку Лето был гораздо популярнее, чем сам Император:
Популярный человек вызывает зависть сильных мира сего.
Великие Дома Ландсраада уважали герцога Лето. Императору больше угрожали его статус и восхищение, которое испытывали к нему другие дома. Арракис не был подарен Атридесам; скорее, их заманили в то, что на первый взгляд казалось управлением. Герцог Лето думал, что сможет справиться с политическим маневрированием и использовать силу пустыни в своих интересах, но, к сожалению, у него просто не было достаточно времени.
Император вступает в сговор с Домом Харконнен, чтобы уничтожить Дома Атрейдесов. Для выполнения свей работы, барон берет с собой три батальона элитных солдат Императора, известных как сардаукары. В романе «Дюна» говорится, что солдаты Харконненов численно превосходят солдат Атрейдесов, но последние являются лучшими войнами в Империуме. Император организует атаку, и силы сардукаров подчиняются его приказам.
В фильме Дени Вильнёва «Дюна: Часть первая» прибывает военный флот Харконненов и рассыпает солдат повсюду на Арракисе. Гурни, которого значительно превосходят по численности, ведет своих людей в контратаку. Внутри резиденции Арракина солдаты внутренней охраны не могут выдержать атаку. В этой кульминации происходит падение герцога Лето и большей части его когорты. В конце концов Полу и его матери удается сбежать в глубокую пустыню и оказаться среди Фрименов.
Понравилась новость? Добавь наш сайт в закладки (нажми Ctrl+D), не теряй нас.
А так же, не забудь оставить свой комментарий.
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь