Более пяти десятилетий спустя фильм Стэнли Кубрика "2001 год: космическая одиссея" остается столь же неуловимым, сколь и влиятельным. Вот что делает его таким монументальным фильмом.
Фильм Стэнли Кубрика "2001 год: космическая одиссея" 1968 года заложил основу для последующей научной фантастики. Эпический по масштабам, фильм в основном основан на рассказе писателя-фантаста Артура К. Кларка "Страж" 1951 года, и Кларк написал сценарий "2001: Космическая одиссея" в соавторстве с Кубриком. В центре фильма - астронавты, ученые и разумный суперкомпьютер HAL, которые отправляются в космическое путешествие, чтобы исследовать странный монолит, построенный пришельцами на Юпитере.
Несомненно, "2001 год: Космическая одиссея" пользуется большой популярностью среди знатоков и ценителей кино, многие критики называют его одним из величайших - и наиболее влиятельных - фильмов, когда-либо созданных. Однако для других зрителей "2001 год: Космическая одиссея" кажется не эпическим и авангардным, а длинным и утомительным. Так заслуживает ли "2001 год: Космическая одиссея" такого почитания спустя 55 лет после выхода?
Действие фильма разворачивается в доисторической сельве за миллионы лет до начала главной истории. Оттесненная от источника воды другим племенем, группа ранних гоминидов натыкается на странный инопланетный монолит. После встречи с монолитом племя научилось делать оружие, что позволило им отвоевать свой водопой.
Миллионы лет спустя на лунной базе Клавиус доктор Хейвуд Флойд (Уильям Сильвестр) рассказывает персоналу базы об открытии: монолите, захороненном четырьмя годами ранее возле кратера Тихо. Миссия по осмотру монолита является одновременно важной и совершенно секретной. Когда Хейвуд и его команда исследуют монолит, он испускает мощный радиосигнал, когда на него попадает солнечный свет.
Проходит почти два года. Discovery One, космический корабль с учеными доктором Дэвидом "Дэйвом" Боуманом (Кейр Дуллеа), доктором Фрэнком Пулом (Гэри Локвуд) и несколькими другими учеными, находящимися в подвешенном состоянии, направляется к Юпитеру. Операции на корабле выполняет HAL (голос Дугласа Рейна), суперкомпьютер с человекоподобной личностью. HAL считает, что что-то не так с устройством управления антенной, поэтому Дэйв отправляется в капсулу для внекорабельной деятельности (EVA), чтобы осмотреть ее. Кажется, что все в порядке; в управлении полетами утверждают, что HAL допустила ошибку. Суперкомпьютер, конечно же, винит во всем человеческий фактор.
Дэйв вынужден вручную открыть шлюз Discovery One и начинает отключать цепи HAL. Как только HAL отключается, включается видеоролик: Доктор Флойд объясняет, что на Юпитере есть еще один монолит, и что миссия экипажа заключается в исследовании радиосигнала, который он посылает. Во время исследования огромного монолита в капсуле EVA Дейва затягивает в вихрь разноцветного света. Странные пейзажи проносятся мимо, и он оказывается в спальне, оформленной в неоклассическом стиле, где перед ним предстают старые версии его самого. В образе старика Дэйв лежит в постели. Над ним нависает монолит, и когда Дэйв тянется к нему, он превращается в зародыш, парящий высоко над Землей в светящейся сфере.
Номинированный на четыре премии "Оскар", фильм принес Кубрику премию "Оскар" за лучшие визуальные эффекты, что вполне заслуженно, учитывая новаторские спецэффекты. 2001: Космическая одиссея" остается выдающимся техническим достижением даже сегодня. Помимо технического совершенства, фильм получил признание за комментарий к большим темам: технологии, искусственный интеллект, внеземная жизнь, эволюция человека и многое другое. Это также отличный пример жесткой научной фантастики, поскольку в нем отказались от крутых концепций в пользу научной точности.
Благодаря своей неоднозначной образности и неожиданной концовке "2001 год: Космическая одиссея" допускает множество различных интерпретаций. Часто именно это делает фильм таким хорошим. Одни считают концовку оптимистичной, другие - апокалиптической. Эта неоднозначность, а также ощущение того, что Кубрик полностью контролирует фильм, делает "2001 год: Космическая одиссея" классикой и оказывает влияние на многие поколения кинематографистов.
Судя по сюжету, фильм "2001 год: Космическая одиссея" не кажется скучным, но некоторые зрители утверждают, что досмотреть его до конца - задача не из легких. Фильм длится почти два с половиной часа, это очень долго - особенно для того времени, когда он был выпущен. Тем не менее, это довольно типично для работ Кубрика. Заводной апельсин" (1971), "Сияние" (1980), "Цельнометаллическая оболочка" (1987) и "Широко закрытые глаза" (1999) - все это длинные и извилистые одиссеи.
В фильме "2001 год: Космическая одиссея" диалоги немногочисленны, и фильм прерывается длинными, непрерывными эпизодами, которые сопровождаются громкой классической музыкой. Несмотря на свою эффективность, нетрудно понять, почему некоторых зрителей отталкивает такое режиссерское решение. Более того, "2001 год: Космическая одиссея" - один из лучших примеров фирменных режиссерских элементов Кубрика.
Для начала, длинные кадры и "взгляд Кубрика" здесь в полной силе. Последний был описан кинокритиком Роджером Эбертом в его рецензии на "Полнометаллическую куртку" как: "[...] кадр человека, смотрящего на камеру из-под опущенных бровей". Эффект жуткий и зловещий. В фильме "2001 год: Космическая одиссея" он используется несколько раз, например, когда Дейв находится в шлюзе или когда он просто зародыш, плавающий в шаре и смотрящий прямо в камеру. При съемке сцены Кубрик также использует одноточечную перспективу. Используя точный центр кадра в качестве точки отсчета, все остальное в кадре ведет к этой единственной точке, что втягивает зрителя в сцену. Это также усиливает ощущение экспансивности, которое возникает во многих его фильмах, как будто мир слишком велик, чтобы вместить его в один кадр.
Несмотря на эффективность создания атмосферы, нагнетания напряжения и отражения душевного состояния персонажей, эти разрывы, моменты тишины и огромные пустые пространства влияют на то, как зритель воспринимает темп фильма Кубрика. Возможно, именно поэтому некоторые называют "2001 год: Космическая одиссея" "таким скучным".
В фильме "2001 год: Космическая одиссея" диалоги практически отсутствуют. Вместо этого Стэнли Кубрик позволяет визуальным элементам доминировать в фильме. На самом деле, эти массивные пейзажи - и звуковые ландшафты, создаваемые классической музыкой без слов - ощущаются как монолитные. В течение первых 25 минут фильма нет ни одного диалога; Кубрик рассказывает историю в прологе с помощью визуальных эффектов. Последние 23 минуты, после того как Дэйв попадает в странную воронку, также лишены диалогов. В целом, из 143 минут фильма 88 минут не содержат диалогов.
Как уже упоминалось выше, некоторым зрителям может показаться сложным смотреть фильм, в котором так мало разговоров. Однако зрители, которые позволят себе проникнуться размахом фильма, его смелыми визуальными эффектами и оркестровками, поймут, что тишина эффективна. Некоторые критики отмечают, что поскольку космос - это вакуум, там нет звука, что, возможно, повлияло на решение Кубрика сократить большую часть диалогов.
С другой стороны, отсутствие диалогов позволяет визуальному ряду взять верх; история должна быть рассказана без традиционного повествования. Все это дает возможность придать фильму множество возможных смыслов. В конечном счете, именно совокупность многих составляющих "2001 года: Космическая одиссея", от эффектов до отсутствия диалогов и образов, делает фильм таким влиятельным и почитаемым спустя 55 лет после его выхода.
Понравилась новость? Добавь наш сайт в закладки (нажми Ctrl+D), не теряй нас.
А так же, не забудь оставить свой комментарий.
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь