Научная фантастика и фэнтези позволяют исследовать такие сложные темы, как предрассудки, через призму инопланетян, эльфов, гномов и роботов.
В мире научной фантастики или фэнтези нет реальных ограничений для того, каким может быть персонаж. С большим количеством способов жить и большим количеством типов людей появляется больше мнений и систем убеждений. В реальном мире густая и многослойная история расизма влияет практически на все. Добавьте сюда фантастические элементы, и возможности станут бесконечными.
Когда спекулятивная фантастика пытается затронуть реальную проблему, ей часто приходится прибегать к творческому усилению, чтобы донести свою мысль. Научно-фантастический рассказ может затрагивать проблему классовости, изображая, как бедняки платят за аренду собственных органов, в то время как богатые возносятся к божественности с помощью технологий. В фэнтезийном рассказе империализм может решаться с помощью бесконечной армии монстров. Расизм как концепция не нуждается в такой эскалации.
Фантастический расизм - это именно то, что написано на жести, расовые предрассудки, применяемые к нечеловеческим существам. Он может принимать различные формы, но почти всегда это метафора, призванная продемонстрировать реальные ужасы расизма. Если люди являются стандартом по умолчанию, а в сюжете появляется новый вид людей, новичок, скорее всего, пострадает от гнева существующего доминирующего вида. Роботы, инопланетяне, клоны, разумные животные, гости из других измерений, люди-ящерицы - какое бы новое существо ни появилось в вежливом обществе, оно сразу же окажется в низшем классе. Бывают случаи, когда люди оказываются на короткой ноге, особенно если их внезапно сбрасывают с пищевой цепочки. Люди не всегда являются монстрами, но они делают больше, чем их доля.
В качестве альтернативы, этот троп также охватывает укоренившуюся ненависть между несколькими фантастическими расами. Пришельцы с враждующих планет или фантастические существа с неоднозначной историей почти всегда будут иметь какие-то обиды и сопутствующие им оскорбления. Этот аспект тропа обычно лучше всего отражен в классическом споре между эльфами и гномами. Толкиен выставил своих бесплотных лесных лучников против крепких пещерных рудокопов, и большинство писателей фэнтези последовали его примеру. Эти примеры могут быть более легкомысленными, сфокусированными на комических аспектах каждой культуры, но они также могут быть бодрящими взглядами на кошмарные последствия их различий. В любом случае, троп часто работает как метафора, но его очень легко переиначить не в ту сторону. Люди могут не ожидать, что все существа будут уживаться друг с другом, но они могут и не захотеть увидеть эту концепцию в худшем ее проявлении.
Франшиза "Гарри Поттер" является легким лицом для этой концепции. Там нет ни одного персонажа, который бы не подвергался жестокой дискриминации по отношению к другим. Магглы, такие как семья Дурслей, хотели бы, чтобы ведьм сжигали на костре, волшебники используют расовые оскорбления для тех, у кого нечистая кровь, а в мире волшебников в основном доминируют утвержденные семейные линии. Люди могут не уважать друг друга, но свою настоящую ненависть они приберегают для гоблинов, домовых эльфов и других нечеловеческих существ. К гоблинам относятся как к низшему классу, а их неоднократные попытки обрести свободу явно оформлены как зло. Повествование изгибается назад, чтобы обеспечить моральное оправдание вопиющему и непростительному расизму почти всех главных фигур франшизы. Франшиза "Гарри Поттер" - это одновременно лучший и худший пример фантастического расизма. С одной стороны, она изобилует великолепными примерами. С другой стороны, она написана открытым и гордым фанатиком, который всегда рад встать на сторону угнетения.
В научно-фантастических рассказах часто изображается внедрение новых технологий и возникающая в результате этого новая форма жестокости. Дроиды в "Звездных войнах", репликанты в "Бегущем по лезвию", роботы в "Я, робот" - как бы они ни назывались, некоторые считают их чудовищами. Почти в каждом примере этой концепции машины представляются как разумные. Особенно неприятны "Звездные войны", неоднократно демонстрирующие, что их дроиды - рабы, которых можно освободить. Большинство персонажей "Звездных войн" охотно участвуют в системе угнетения, которая держит разумные машины в постоянном рабстве, и получают от этого выгоду. Мандалорианец" рассказывает о Дине Джарине, охотнике за головами, который постепенно учится быть заботливым отцом для маленького зеленого инопланетянина. У Джарина много хороших черт характера, но его холодность и отсутствие заботы о других всегда обставляются негативно. Его ненависть к дроидам, хотя и понятная, редко получает такое же отношение. Сторонний наблюдатель счел бы Джарина, пинающего разумных существ, а затем расстреливающего тех, кто сопротивляется, немного чудовищным.
Когда фантастический расизм написан хорошо, он может быть суровым зеркалом, отражающим мрачную реальность этой темы. Когда написано плохо, это мрачное непонимание важного вопроса или случайное признание некоторых глубоко неприятных убеждений. Борьба с расизмом - это не плохая идея, это глубоко личный аспект жизни, который ежедневно затрагивает каждого. Выбор в пользу истории с таким изменчивым элементом, как этот, может стать решением, которое обрекает на гибель художественное произведение. Будь то фантастические виды, инопланетяне, роботы, клоны или различные типы людей, любой может стать жертвой или виновником фантастического расизма.
Понравилась новость? Добавь наш сайт в закладки (нажми Ctrl+D), не теряй нас.
А так же, не забудь оставить свой комментарий.
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь