В “Швейцарском армейце”, эксцентричной пердящей драме, которая борется с экзистенциализмом, есть сцена, в которой два центральных персонажа поют друг другу песню, в которой есть строчка: "Все, везде имеет значение для всего". Спустя шесть лет после своего дебютного фильма Дэниел Кван и Дэниел Шайнерт (вместе известные как Дэниэлс) продолжают исследовать эту тему в своем мощном инди—фильме "Все везде и сразу", который, к счастью, более абсурден и трипперен, чем его предшественник.
Многослойное и поразительно глубокое повествование затрагивает все важные вопросы. Существует ли свободная воля? Каково влияние одного-единственного решения? В контексте бесконечной вселенной, какое значение имеет эта жизнь? Или, что более важно, что, если человеческая раса эволюционировала до того, что у нее стали большие, шаткие пальцы для хот-догов?
Хотя в настоящее время поп-культура довольно перенасыщена концепцией мультивселенной, "Все везде и сразу" - это освежающее новое дополнение, о чем свидетельствует его лидирующая позиция в 95-й номинации на премию "Оскар". В то время как главные герои проносятся сквозь разные реальности, они сталкиваются с семейными проблемами, разрушенными отношениями со своими родителями и трудностями, с которыми приходится сталкиваться иммигрантам. Очевидно, что здесь многое предстоит распаковать, и все же сочетание разных жанров, пронзительных сцен с забавными диалогами и какофонией безумия создают проникновенный, причудливый, энергичный, серьезный и трогательный шедевр, заслуживающий одобрения критиков.
История рассказывает о стареющей иммигрантке Эвелин Ван (которую играет многогранная Мишель Йео), которая ведет монотонную жизнь в прачечной, которой владеет вместе со своим мужем Уэймондом (Ке Хуэй Куан). Она не знает, что он планирует развестись с ней, и сосредоточена только на поддержании бизнеса на плаву, поскольку над семьей нависла проверка налогового управления, проведенная неумолимой Дейрдре Бобейрдре (в исполнении культового Джейми Ли Кертиса). У нее также, казалось бы, конфликтные отношения со своей дочерью Джой (Стефани Хсу), поскольку она пытается смириться со своей сексуальностью. Добавьте к этому неодобрительного пожилого отца Гун Гун (Джеймс Хонг), и семейная драма будет завершена.
Посреди обыденного хаоса возникает межпространственный кризис, когда другой вариант Уэймонда (пришедший из альфа-стиха) говорит Эвелин, что она всего лишь одна из огромного числа Эвелин в мультивселенной - и все же единственная, кто может спасти ее от надвигающейся угрозы. Она отправляется на космические поиски и в перерывах между перепрыгиванием через куплеты пытается свергнуть Джобу Тупаки (Альфа Джой), который пытается уничтожить каждую вселенную из-за своего злобного нигилизма.
Когда Эвелин открывает для себя другую вселенную, где она известная звезда боевиков в Гонконге (отсылка к фильму Вонга Кар Вая "В настроении для любви"), она борется под тяжестью неизбежного "что, если?" вопрос. Понятно, что этого можно ожидать от любого, кому пришлось покончить со своей жизнью и переехать куда-нибудь еще с мрачной надеждой на лучшие возможности. Хотя режиссерский дуэт не намеревался освещать в фильме историю каждого героя-иммигранта, динамика китайско-американской семьи Кван в конечном итоге проявилась. Мультивселенная служит подходящей метафорой, поскольку персонажи соблазняются альтернативными жизнями, которые они могли бы вести.
По сути, "Все везде и сразу" рассказывает о сложных отношениях между матерью и ее дочерью. В коллективистских восточных культурах распространена практика замалчивания любых вопиющих проблем, чтобы семейная гармония оставалась нетронутой. Хотя Эвелин и прилагает некоторые усилия, чтобы принять выбор Джой, это делается лишь вполсилы. Даже в пределах одной вселенной кажется, что они оба находятся в разных мирах, поскольку пропасть между ними продолжает расширяться с каждым спором. Именно этот разрыв между поколениями вызывает боль Джобу Тупаки и, таким образом, ее планы по уничтожению мультивселенной. Сцена, в которой двое беседуют на скалах, возвышающихся над Гранд-Каньоном, точно отражает разрыв в общении в азиатских семьях.
Отношения Эвелин с ее собственным отцом также исследуют тему травмы поколений. Когда она согласилась выйти замуж за Уэймонда, ее отец Гун Гун практически отрекся от нее. Необработанный гнев и чувство вины привели к тому, что Эвелин причинила Джой свою долю травм. Последовательность событий фильма подталкивает ее, наконец, осознать свою травму и то, как она причинила ее своей семье.
История обо всем и всюду одновременно была написана в то время, когда Интернет начал внедрять захватывающие миры виртуальной реальности. Нереальность этого оказывала — и, по сути, продолжает оказывать — искаженное воздействие на пользователей. Онлайн—платформы были созданы для продвижения социальных связей - и все же они разработали алгоритм, который шел вразрез с самим этим понятием, побуждая пользователей бороться друг с другом за место на вершине пищевой цепочки. Дэниелсы подтвердили, что сюжет фильма возник из-за их растущего беспокойства по поводу перенасыщения пространства информацией из множества медиа—каналов, что создает совершенно другое ощущение реальности - или, другими словами, альтернативную вселенную.
Мотив рогалика продолжает появляться в фильме еще до того, как зрителям рассказывают, что такое ‘рогалик для всего’. Это картонная табличка с надписью "Привет, бублик" в том месте, где бронированный фургон зигзагами объезжает разбитые машины. Это черный круг, нарисованный вокруг цифры на квитанции. Это вращение сушилки в прачечной. Это черное кольцо на головах последователей Джобу Тупаки. Как будет объяснено позже, это сумма всех мыслей, воспоминаний и переживаний в мультивселенной — все они ничему не равны. Пустота в центре бублика everything - это то, что манит Джобу. Поскольку она не может умереть естественной смертью, она надеется, что вечная черная дыра способна положить конец ее существованию в любой существующей вселенной.
Однако по мере развития сюжета обнаруживается, что изображение может быть изменено на более обнадеживающее представление Вселенной: белая бездна с черным центром. Это символизируется парой глаз-гугли, которые есть у Уэймонда дома и которые Эвелин использует в качестве третьего глаза ближе к концу фильма.
Поначалу может показаться, что "Все везде и сразу" - это еще один циничный, нигилистический фильм, который демонстрирует, что ничто не имеет значения в более широком плане вещей. В конце концов, человеческая жизнь - это не более чем пылинка во Вселенной, не говоря уже о мультивселенной. По мере распространения радости подавляющее количество возможностей - это то, что в первую очередь делает жизнь такой бессмысленной. Когда Эвелин впервые знакомится с различными параллельными мирами, она тоже подвергает сомнению значимость самого своего существования, учитывая, что где-то там уже существует бесконечное количество Эвелин.
Однако, побывав всем и везде, она понимает, что даже если все Эвелины делали разный выбор на этом пути, им, по сути, все равно предстоит вести похожие битвы. В конечном счете, это помогает ей обрести покой только в одной жизни, в одном месте. Это радость от маленьких мгновений, которые в конечном итоге спасают всю мультивселенную. Как выразился Уэймонд, если на самом деле ничего не имеет значения, тогда приходится выбирать, что имеет значение. В этом можно найти нежность, несмотря на гротескные ручки для хот-догов. Это могут быть трофеи в виде анальных пробок. Енот с кулинарными способностями. Сила доброты. Или просто занимаетесь налогами и стиркой со своими близкими.
Понравилась новость? Добавь наш сайт в закладки (нажми Ctrl+D), не теряй нас.
А так же, не забудь оставить свой комментарий.
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь