Доминик — самый трагический персонаж на острове чистой, ничем не сдерживаемой трагедии.
ОБЩАЯ КАРТИНА
«Банши Инишерина» Мартина МакДонаха — безусловно, один из самых проникновенных фильмов последних нескольких лет. Считаете ли вы это комедией или считаете это трагедией насквозь, нельзя отрицать, что каждая сцена в «Банши Инишерина» наполнена эмоциональной искренностью и самой чистой, самой интимной формой боли. В фильме «Договор об одиночестве, смерти, маленьких городках и ирландских политических спорах» Брендан Глисон и Колин Фаррелл играют двух друзей, чьи отношения разрушаются, когда один из них просто решает, без видимой причины, перестать разговаривать с другим. Это простая, хотя и немного абсурдная идея, превращенная в прекрасное произведение кинематографического искусства благодаря сценарию и режиссуре МакДонаха, а также актерскому мастерству Глисона и Фаррелла. Однако истинная суть фильма, та единственная вещь, которая его действительно волнует, лежит в другом. Если мы внимательно рассмотрим фильм, «Банши Инишерина» не получились бы так хорошо без присутствия второстепенного персонажа, который служит воплощением всего, что говорит фильм: Доминика Барри Кеогэна.
Игра Кеогана в «Банши Инишерина» получила широкое признание в виде трофеев и номинаций в сезоне наград 2023 года. Молодой актер выиграл премию BAFTA в категории «Лучший актер второго плана», был номинирован на SAG и «Оскар», среди многих других. Тем не менее, важность его роли в великом творении МакДонаха — по крайней мере, на данный момент — заслуживает более детального обсуждения. Ведь Доминик – самый трагический персонаж фильма, в котором предостаточно трагедий, как больших, так и маленьких.
На первый взгляд юный Доминик выглядит как запоздалая мысль в истории о конце дружбы двух пожилых людей, охваченного отчаянием Колма (Глисон) и нежного, беспечного Падрайка (Фаррелл). Пока Колм идет на крайние меры, чтобы разорвать связи с Падраиком, чтобы сосредоточиться на своем искусстве, когда приближается старость, Доминик предстает как внешняя сила, которая либо пытается убедить Падраика отпустить своего друга, либо дает ему совет, как вернуть его. Но по ходу фильма мы понимаем, что Доминик не является чем-то внешним по отношению к концу отношений Падрайка и Колма, а является символом того, что именно стало его причиной.
Колм не скрывает причин, по которым он исключил Падрайка из своей жизни. Он считает, что его давний собутыльник скучный человек, у которого практически нет интересов, кроме его домашнего миниатюрного осла Дженни. После многих лет дружбы Колм устал от того, что он называет бесцельными разговорами Падрайка, и хочет, чтобы его оставили в покое, чтобы он мог сосредоточиться на своей музыке, а также на внутренней жизни, которой, по его мнению, Падрайк полностью лишен. Это, в свою очередь, пробуждает в Падраике глубокий страх, что он может стать посмешищем для жителей Инишерина. Снова и снова он спрашивает свою сестру Шивон (Керри Кондон), тупой ли он и смеются ли над ним другие за его спиной. В этом сценарии присутствие Доминика представляет для Падраика одновременно величайшее утешение и его самый большой страх: хотя Падрайк может быть уверен, что Доминик всегда будет большим посмешищем, чем он, он также дрожит при мысли, что другие могут рассматривать его как он видит Доминика. И действительно, именно таким его видит Колм. Раздражение Падрайка махинациями Доминика сродни раздражению Колма рассказами Падрайка о вещах, которые он нашел в какашках своего миниатюрного осла. Его жалость к Доминику также очень похожа на жалость к нему Колма. Пожалуй, ни одна сцена в фильме не является более показательной, чем когда Колм помогает Падраю после избиения офицером Кирни (Гэри Лайдон), отцом Доминика, только для того, чтобы оставить его одного и заплакать, как только это возможно. Такой ограниченный акт приличия не сильно отличается от того, как Падрайк протягивает руку Доминику после того, как его жестоко избивает отец, но позже возвращает его к жизни, полной физического, эмоционального и сексуального насилия. В конце концов, ключ к пониманию причины разлада между Колмом и Падрайком лежит в понимании чувств последнего к Доминику. И если вы склонны выбирать чью-либо сторону, то, кого вы поддерживаете в разгроме Колма и Падрайка, также должно быть связано с тем, что вы думаете о Доминике.
Доминик — своего рода повторяющийся персонаж в провинциальной художественной литературе: он деревенский идиот. Однако «Банши Инишерина» — фильм слишком чувствительный, чтобы просто указать на деревенского идиота и посмеяться. Вместо этого МакДона понимает трагедию Домиников мира. Дело не только в том, что он не умен или что он беспокоит людей, куда бы он ни пошел, но и в том, что его сообщество полностью избегает его, что, в свою очередь, делает его уязвимым для всех видов унижений. В свою очередь, эти злоупотребления формируют его взгляд на мир таким образом, что он не может быть никем иным, как изгоем, поскольку он учится вести себя способами, которые не считаются социально приемлемыми. Кеоган также наполняет персонажа новыми слоями: его глаза выдают вездесущую печаль, а его манеры указывают на то, что так называемая тусклость Доминика также может быть связана с неврологическим или психиатрическим расстройством.
Но, несмотря на то, что Доминик является непонятым персонажем в таком жестоком мире, он все же сохраняет уровень доброты и невинности. Он оскорбляет людей, играющих музыку в пабе, но с ужасом узнает, что Падрайк солгал мужчине о смерти его отца, чтобы отогнать его от Колма. Он задает Шивон навязчивые вопросы, но по-прежнему считает, что достоин ее любви - не потому, что он слишком высокого мнения о себе, а потому, что он, как и любой другой, должен быть достоин любви.
И снова нам приходится проводить параллели между Домиником и Падраиком. «Банши Инишерина» постоянно привлекают внимание к сходству между Колмом и Шивон, слишком глубоко задумавшимися душами, запертыми в мире, слишком маленьком для них. Подразумевается, что, если Шивон останется в Инишерине, однажды она станет такой же ожесточенной, как Колм. Итак, вера Доминика в то, что Шивон может полюбить его, соответствует надежде Падраика на то, что Колм однажды снова увидит в нем хорошее. Доминик — олицетворение всего, чем является Падрайк в начале «Банши Инишерина». Таким образом, не случайно, что разоблачение его смерти происходит одновременно с историей, в которой Падрайк решает действовать в соответствии со своей яростью, поджигая дом Колма в качестве расплаты за смерть Дженни. Смерть Доминика — это олицетворение смерти всего хорошего и приличного в Падраике.
Банши Инишерина так и не проясняют, как умирает Доминик. Это просто показывает нам, как его утонувшее тело вытаскивают из озера. В письме Шивон Падрайк говорит, что это был какой-то странный несчастный случай, что Доминик, должно быть, поскользнулся, и это, без сомнения, официальная версия, распространившаяся по Инишерину. В конце концов, как мог кто-то без внутренней жизни, такой как Доминик, даже подумать о самоубийстве? Он вообще понимает боль? Эти вопросы, несомненно, волнуют умы островитян. Чего никто не хочет признавать, так это того, что да, он понимает боль и, следовательно, способен понять все оскорбления, направленные против него. Когда Шивон говорит ему так любезно, как только может, что она никогда не сможет полюбить такого мальчика, как он, он понимает свое одиночество и уходит, чтобы сделать что-нибудь у озера. Это «что-то» лишит его жизни? Фильм никогда не говорит нам наверняка. И все же, в конце концов, не имеет значения, покончил ли Доминик жизнь самоубийством или просто упал в озеро, потому что его смерть представляет собой смерть невинности, а невинность умирает как случайно, так и в результате сознательного действия. Падрайк не хотел становиться злым, к этому его подтолкнула серия событий, находящихся вне его контроля, но он все же сделал выбор — сжечь дом Колма. Точно так же Инишерин никогда не выбирал стать деревней, полностью отрезанной от событий мира, наблюдающей издалека за войной, которую они уже не совсем понимают. Тем не менее, мелочность и жестокость людей – это тоже выбор. Они могли бы, например, пожелать быть добрее к Доминику и выбрать доброту, которую Падрайк отстаивает на протяжении большей части фильма. Вместо этого они выбирают другой путь и позволяют своей невиновности утонуть.
Понравилась новость? Добавь наш сайт в закладки (нажми Ctrl+D), не теряй нас.
А так же, не забудь оставить свой комментарий.
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь
Испанский хоррор Netflix должен был стать для книжных червей тем же, чем «Крик» для любителей фильмов ужасов.
От страха до сентиментальности, этот парень напоминает Стивена Кинга — и нет, это не Майк Флэнаган!
Гигантские акулы, ду-ду-ду-ду-ду-ду.